Культурная книга о культурном одичании

Владимир Дашкевич написал философский трактат

Владимир Дашкевич принадлежит к редкой категории композиторов, способных поверить алгеброй гармонию, не причинив ущерба ни той ни другой. Придавая большое значение дифференцированию ответственности правого и левого полушарий головного мозга, Дашкевич, очевидно, обладает способность полноценно включать в работу своего сознания, а также подсознания оба полушария, причем как последовательно так и параллельно. Книга Дашкевича «Великое культурное одичание» (Russian Chess Hous, Москва, 2013) стала итогом многолетних размышлений композитора-философа. Мне посчастливилось быть почтительным собеседником автора в течение этих лет, а потому стать свидетелем того, как идеи Владимира Дашкевича обретали все большую системность, а метод, который Дашкевич назвал арт-анализом, превращался в универсальный подход к самым различным сферам общественного бытия и сознания.

Книга написана непростым научным языком. Она не легка для восприятия чистого гуманитария и уже тем более так называемого «простого читателя». Дашкевич, будучи по своей первой профессии специалистом в области теории информации, оперирует научно-терминологическим аппаратом разных точных и естественных наук - кибернетики, математики, психофизиологии. Библиография столь же разнообразна и обширна: от Аристотеля и Бердяева до Гитлера, Штайнера и Юнга. Читателю, взявшемуся за изучение (именно изучение, а не просто чтение) «Великого культурного одичания» предстоит сложная, но весьма увлекательная задача: пройти вслед за недюжинным интеллектом автора по многоярусной спирали 700-страничного текста и совершить облет практически всех онтологических и гносеологических сфер, доступных человеческому взору, на ковре-самолете метода арт-анализа.

Основным методологическим постулатом Дашкевича является следующий тезис: музыка — модель эволюции. Именно в музыке в ее исторической и теоретической проекции мы может осознать и понять законы мироздания как в процессе развития так и в симультанном срезе. Дашкевич убежден: музыка — первый язык человечества, возникший задолго до появления вербального языка. Для автора очень важно разделение сознания и подсознания. При том подсознание он рассматривает как нечто более высшее, чем сознание. Музыка содержит интонационные коды, которые человечество вырабатывает в ходе эволюции. При этом важно понимать цель создание этих информационных кодов: выживание человечества как вида. Именно потому метод арт-анализа Дашкевич базирует на своей же теории интонации, изложенной в V разделе книги.

Дашкевич констатирует: великие этические системы, формировавшиеся на протяжении эволюционного развития человечества, неизбежно стареют. Посланные когда-то в виде откровений Разумом (Дашкевич употребляет понятие Разум для обозначения некого высшего закона или Бога) и транслируемые через великих художников и мыслителей разных эпох, сегодня они утратили кредит доверия, что привело к энтропии веры. Отсюда вывод: необходима новая этическая парадигма, способная привести человека к счастью.

Владимир Дашкевич начинает движение по спирали с введения читателя в терминологический аппарат и теории информации. Это необходимо, так как автор считает интонацию носителем информации. Дашкевич исследует понятие «образа» и «архетипов», которые позволяют человеку отличать Добро от Зла. Есть еще одно ключевое понятие, позволяющее исследовать многие социальные и психологические процессы: самооценка. Заниженная самооценка, по мнению автора, может стать причиной феноптоза — установки на саморазрушение. Причем данные процессы могут касаться не только индивидуумов, но и социальных групп. Именно это явление мы сейчас наблюдаем: человечество перестало сохранять себя как вид, «забило» на выживание и радостно с коротенькими трехминутными песнями (40-минутную симфонию оно уже не способно выслушать от начала до конца) движется к пропасти.

Практически невозможно в короткой заметке проанализировать и описать весь понятийный аппарат, все связи и отношения между категориями, их иерархию и взаимодействие, которые выстраивает Дашкевич, создавая свою сложную многоуровневую систему. Скажем только, что композитору удается показать взаимозависимость и даже взаимную детерминированность таких пластов, как психология (психофизиология), культура, цивилизация, политическая система, история, культурология и искусствознание. Причем все эти пласты можно и нужно осмыслить через музыку, которая, согласно идее Дашкевича, является не видом искусства, а универсальным средством космогонической коммуникации и содержит все необходимые коды для выживания человечества.

Несмотря на абстрактность многих идей, композитор-философ озабочен весьма конкретной проблемой, которую можно сформулировать более простым языком: современное общество безнадежно больно. Диагноз — Великое культурное одичание (ВКО). При этом состояние одичания, в которое впадает человек, — объективно, обусловлено вселенскими процессами и не является результатом чьего-то заговора. Но это не значит, что человечество должно сидеть, сложа руки. В качестве ответа на ВКО возникает Великое культурное сопротивление, которое автор делит на три волны: романтизм, Серебряный век и шестидесятничество. Но главное, Великое культурное сопротивление создает особый психологический тип человека — арт-мена, альтернативного убогим клипменам (типам, неспособным воспринимать крупные форматы), который в состоянии синхронизировать работу правого и левого полушарий и противостоять ВКО.

Математические выкладки позволяют Дашкевичу сделать очень конкретный вывод, хотя он кажется столь же фантастичным, сколь предсказания Нострадамуса и календарей Майя: все кончится совсем скоро — в 2016 году. По арт-аналитическим расчетам численность человечества достигнет 8,5 миллиардов человек и больше расти не станет. Эволюционная спираль остановится, человек объективно потеряет импульс к вырабатыванию новых целей. И что тогда? Владимир Дашкевич оптимистично полагает: коллек тивный разум — коллар — человечества должен выработать программы для новой космической эволюции.

материал: Екатерина Кретова
газетная рубрика: КУРЬЕР КУЛЬТУРЫ
Московский Комсомолец № 26367 от 24 октября 2013 г.

Читать на сайте МК